Knowrealty.ru составил список самых частых вопросов дизайнерам интерьеров и задал их своему эксперту — дизайнеру Дарье Луньковой. Дарья рассказала, почему дизайнеры так не любят термин “в среднем”, так ли эффективны зеркала в маленьких пространствах и как некоторые предметы интерьера “сдают” срок давности ремонта.

Это любимый вопрос всех заказчиков ещё на этапе обмера объекта: “Ну скажи навскидочку, сколько в среднем?” Не люблю этот вопрос, потому что термин “в среднем” — относительный, и его понимание у всех разное. Кто-то захочет смеситель за 3 тысячи, кто-то — за 50. Даже у заказчиков примерно одинакового достатка картина будет сильно отличаться, потому что один сделает акцент на качественной, дорогой сантехнике, сэкономив на мебели и отделке, а другому важен интересный дизайн, хоть и виде китайской реплики. Если же попробовать усреднить и не брать в расчёт ремонт для продажи или соцремонт, мой ответ таков: ремонт примерно будет равен стоимости недвижимости.


Всё зависит от объёма работ и самого заказчика. Недавно я закончила проект, который длился 2,5 года: большая площадь объекта, и заказчики не торопили со сроками совсем. Самая быстрая реализация проекта на моём опыте заняла полгода. Бывает заказчик, видя срок в договоре, пугается. Но это перестраховка для дизайнера, так как часто процесс работы начинает затягиваться из-за метаний и сомнений заказчика. Как раз эти нюансы и закладываются в общий срок договора.


Есть мнение, что перепланировка способна значительно увеличить пространство. Но на деле даже самый гениальный дизайнер-архитектор не сможет из 70 квадратов получить 200. У меня, как у специалиста, есть первоочередная — сделать пространство максимально комфортным, эргономичным и функциональным. Скажем, в однушках старой застройки с площадью в 36 квадратов важно эффективно использовать каждый сантиметр, всё должно быть задействовано. Плюс используем двойное или даже тройное назначение одного и того же пространства или предмета. В ход идуттрансформируемая мебель (диван-кровать, кровать с подъёмным механизмом к стене), функциональное зонирование (обеденный стол, трансформируемый в рабочее место, или небольшой остров на кухне, используемый как обеденный стол) и вторые ярусы для пространств с высокими потолками. Кроме функциональных приёмов есть ещё визуальные: зеркала, дающие больше света и расширяющие пространство, светлые помещения с яркими акцентами и др. Но для меня визуальный спектр при проектировании стоит на втором месте. На первом — безусловно, функционал.


Понятие моды в дизайне интерьеров не совсем правильное. Во-первых, если в одежде всё проще — можно просто сменить одно платье на другое, то интерьер так быстро не сменишь, и он должен быть комфортным для заказчика. Сейчас может быть модным минимализм, но если человеку не хватает прованса с цветами и кружевом, что толку от минимализма? Во-вторых, интерьер должен прослужить продолжительное время, как минимум — пять лет, а если смотреть по факту — то и все 10. Интерьер не должен надоесть, испортиться, функционально выйти из строя, выглядеть “уставшим”, потрёпанным, небрежным, неуютным. И, в-третьих, нельзя забывать, что модные вещи умеют “сдавать”своих хозяев. Скажем, по суперсовременному светильнику, который сегодня был куплен за бомбические деньги, через несколько лет можно будет определить “возраст” интерьера, потому что в своё время этими светильниками были забиты все магазины. Актуальность интерьеру логично придать при помощи декора, текстиля — того, что легко и не так затратно поменять.


Сейчас этот вопрос не так актуален, как раньше. Некоторое время назад люди слабо представляли, чем занимается дизайнер. Сегодня скорее, обратная ситуация: многие думают, что дизайнер должен знать вообще всё, начиная от того, какую лучше использовать шпаклёвку, заканчивая малейшими нюансами изготовления мебели. Дизайнер, конечно, обладает обширными знаниями, но всё же есть границы. Его работа — это ведение проекта от разработки концепции до реализации в рамках бюджета заказчика. Он может посоветовать по собственному опыту, но быть консультантом по вопросам выбора гипсокартона или направляющих не должен.


Напрашивается ответ про образование, но я знаю огромное количество талантливейших и успешных дизайнеров в России и за рубежом, не имеющих профессионального образования. Они нереально круты в своих идеях и в своём видении, но пришли к этому не через обучение, а через опыт. Поэтому отвечу так: чтобы стать дизайнером, нужна или классическая база, или опыт за плечами. Многие приходят в эту профессию из дизайнеров-оформителей, декораторов, художников, ландшафтных дизайнеров и даже из прорабов. То есть все они имеют опыт в смежной профессии, некое чутьё и — не будем забывать — природный дар. Если ты экономист и очень хочешь стать дизайнером интерьеров, но никогда прежде этим не интересовался, придётся пройти путь с нуля: либо получить образование, либо сразу устроиться в архитектурно-дизайнерскую фирму на любую должность и просто пахать — впитывая, слушая, получая практический опыт. Быстрых путей нет. И нет — невозможно стать дизайнером интерьеров, пройдя экспресс-курс от блогера-дизайнера в инстаграме.


Могу сказать по опыту: очень большую роль играет первая встреча. Случился между заказчиком и дизайнером контакт, нашли общий язык? Заказчик пришёл с доверием или со скепсисом? Если первая встреча прошла хорошо, работа пойдет. А вообще, конечно, могут быть и недопонимания, и разногласия, и что-то действительно может пойти не так. Ноникто не отменял договор, вы в любой момент можете его расторгнуть и разойтись.


Существует определённый лимит на количество коррективов, вносимых заказчиком дизайн-проект. Всё это прописано в договоре. Если количество правок превышает лимит договора, а заказчика вдруг осеняет и он просит перерисовать проект, дизайнер, конечно, может это сделать, но уже за дополнительную плату. И теперь заказчик решает: оставить то, что есть, или выйти из намеченного бюджета. Поэтому задача дизайнера к моменту начала визуализации — прийти вместе с заказчиком к пониманию того, что нужно. Дизайнер заинтересован в том, чтобы заказчик остался доволен проектом, но сам заказчик не всегда способен оценить трудоёмкость работы специалиста. Многим кажется, что работа над 3D-визуализацией — это так, ерунда, поменять ничего не стоит. На самом деле это занимает очень много времени. К тому же многие дизайнеры делегирует 3D-визуализацию, и каждая правка оплачивается ими отдельно.


Бюджет есть бюджет: если на картинке интерьер за 5 миллионов, а у вас только 1,5, такого же не получится. Дизайнер может адаптировать выбранное направление под необходимую сумму, но тогда и пространство для манёвра будет сильно ограничено. Нужно не забывать, что и выбранный стиль интерьера влияет на бюджет. Мечтать о барокко с минимальными средствами не стоит.

Подготовила: Юлия Исаева