Что нужно делать, чтобы успешно вести семейный бизнес


Оксана Проскурякова

Бизнес хорош тем, что можно реализовать свой потенциал, испытать силу характера и приложить максимум усилий для улучшения финансового состояния. Как минимум, повлиять на уровень личного дохода.

С этим всё понятно, но остаётся важный вопрос: где найти надёжного партнёра? Как найти человека, на которого можно положиться? Для меня таким партнёром стал супруг. В 2005 году, через год после окончания университета, мы впервые задумались об открытии семейного бизнеса и в кратчайшие сроки реализовали задуманное. С тех пор прошло 14 лет, но мы ни разу не пожалели об этом.

За время нашей совместной работы было много провалов и побед. Мы учились руководить, продвигать, продавать и продолжаем осваивать эти навыки. Главное, что понимаешь со временем, — сила в синергии. Только проверенной командой идут «из огня да в полымя». Поэтому важно присутствие партнёра, которому доверяешь и в жизни, и в бизнесе.

Что же делать и к чему нужно быть готовыми, открывая семейный бизнес?

1. Решите, кто главный

Об этом целесообразно договориться сразу. Нет ничего хуже для совместного дела, чем вечная борьба за лидерство.

2. Разделите обязанности

Разделить функции нужно везде: по направлениям, нишам и клиентам. За время ведения предпринимательской деятельности у меня появилось много знакомых бизнес-семей. Среди них повара, оконщики, владельцы сети магазинов и IT-компаний. У всех похожее распределение ролей:

  • один ведёт сервисное направление и решает технические задачи (организует оказание услуг, поставку товаров, отвечает за информационно-техническое оснащение компании);
  • другой продвигает компанию, отвечает за маркетинг и финансы.

В итоге получается производительный тандем.

В нашей компании я также отвечаю за запуск новых направлений. У нас есть сформированный чек-лист, который включает в себя множество пунктов: от изучения целевой аудитории до запуска готовых рекламных кампаний с новым сайтом, скриптами, веб-аналитикой. При этом муж погружается в техническую сторону вопроса.

3. Ставьте общие цели

Семейный бизнес — это общие цели, планы и мечты. Это касается профессионального и личного развития. Такой бизнес объединяет семью и делает её устойчивой к трудностям, возникающим на жизненном пути.

4. Работайте на общий бюджет

Организовали совместный бизнес — готовьтесь, что бюджет станет единым. Теперь вы работаете на увеличение прибыли компании, от которой напрямую зависит материальная стабильность семьи. Кроме того, доходы мужа и жены становятся прозрачными. Но это только в том случае, если ведётся финансовый учёт.

Работать на одно дело и приятно, и выгодно, но известно выражение: «Не храните яйца в одной корзине». Компания работает убыточно? Семейный бюджет попадает в зону риска. Чтобы это вас не беспокоило, откладывайте «кубышку».

5. Назначьте заработную плату

Проблема, с которой сталкиваются начинающие бизнесмены, — непонимание, сколько они зарабатывают и каков их доход в месяц. Вы избежите такой ситуации, если обоим супругам назначите заработную плату, состоящую из двух частей:

  • фиксированной — оклада, который вы получаете независимо от экономических показателей бизнеса;
  • переменной — согласованного процента от прибыли компании, который выплачивается по результатам финансового закрытия месяца или года.

6. Не бойтесь надоесть друг другу

Многие думают, что супруги, работающие вместе, надоедают друг другу донельзя. По личному опыту скажу, что это не так: я работаю в офисе, а супруг постоянно в разъездах: договаривается о новых объектах, заключает сделки, ведёт переговоры с поставщиками. В итоге мы видимся ненамного больше, чем если бы работали раздельно.

7. Разделяйте личное время и рабочее

Нужно срочно обсудить проект? Сделайте это в подходящее время. Иначе есть риск, что работа станет круглосуточной. Учитесь разделять время между личным и рабочим, тогда жизнь будет более гармоничной.

8. Не переносите проблемы

Сложности в бизнесе могут обернуться проблемами в семье, и наоборот. Часто мнения супругов не совпадают. В итоге появляются споры и разногласия. Нужно крепко держать себя в руках, чтобы не начать разборки при сотрудниках, поэтому необходимо научиться разделять рабочие и семейные проблемы, а также быть сдержанными. Если это не удаётся, то авторитет руководителей падает безвозвратно.

9. Планируйте отпуск

Семьи, которые ведут общий бизнес, на первых порах сталкиваются со сложностью организации совместного отпуска. Муж и жена занимают две главные руководящие должности и выполняют много функций, поэтому уехать и покинуть компанию одновременно становится невозможным, по крайней мере в первые два года работы.

Чтобы продуктивно работать, не забывайте отдыхать. Планируйте отпуск раздельно и закладывайте время на отдых в совместных командировках. Вы начнёте путешествовать вместе, когда наймёте нужных сотрудников и научитесь делегировать.

10. Поддерживайте, мотивируйте и доверяйте

Когда бизнес становится семейным, появляется больше возможностей по-настоящему поддерживать и мотивировать друг друга. Доверие взлетает до высочайшего уровня. Кому ещё доверять в семье, бизнесе и вообще в жизни, если не любимому человеку?


В любом случае, решите вы открывать семейный бизнес или нет, помните: бизнес — это дело, в котором надо постоянно развиваться и учиться новому. Готовьтесь погрузиться в работу компании всей душой и работать в команде, и тогда это сделает отношения в семье ещё более крепкими.

Читайте также
👩‍💼👨‍💼



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика